Почему дети плохо читают?
Как часто мы слышим этот вопрос из уст родителей:
«Почему мой ребенок плохо читает? Ведь мы выучили буквы в 3 года!». Так каковы же причины плохого чтения детей?
Всё начинается с подхода к обучению чтению:
когда родители заставляют детей зубрить алфавит и, показывая буквы ребенку, называют их как в алфавите, тогда он запоминает именно названия букв - [БЭ], [КА] и т.п. – а не звуки, которые обозначают согласные. Далее происходит следующая распространенная ошибка: взрослые пытаются научить ребенка соединять буквы в слоги – «складывать».
Что ж в итоге получается у детей: «[ЭМ] и [А], – говорит родитель. – что получилось?» Родитель недоумевает, почему ребенок не отвечает ему? А что ж получилось в действительности? [ЭМА] А если добавить еще один слог: [ЭМАИЭМА]! Согласитесь, тяжело так научиться читать.
Опасность в том, что дети привыкают, данный алгоритм действий запоминают и читают про себя, вспоминая сначала буквы, потом соединяя их в слоги, потом в слова и т.д.
Чтобы ребенок начал читать, его нужно научить слышать звуки и узнавать их графическое изображение сразу, не задумываясь.
Показывайте ребенку буквы и называйте согласные буквы, как твердые звуки: [Б], [Ж], [К].
Чтобы ребенок научился читать быстрее, слоги необходимо запомнить целиком, без всяких соединений и складываний. Показываем слог [МА] и называем целиком [МА].
Следствием неправильного обучения чтению становятся:
Какие упражнения помогут исправить ситуацию?
Игры с буквами и слогами; работа с буквенными и слоговыми таблицами.
Следующая причина, по которой ребенку трудно читать быстро, это перечитывание слова дважды, а также «перепроверять» себя, возвращаясь глазами к прочитанному – чтение с регрессией.
Эта причина достаточно распространена. Часто на этапе обучения чтению, взрослые просят прочитать предложение и после каждого слова спрашивают: «Что получилось? Что ты прочитал?». Постепенно ребенок привыкает перечитывать.
Часто медленно и плохо читающие дети, попадая в школьный коллектив, начинают стесняться, бояться сделать ошибку. Следствием становится постоянная неуверенность в себе, чувство, что ты ничего не понял и не запомнил.
Ребенок часто сбивается: перескакивает со строки на строку, пропускает слова. Основная причина, в данном случае – внимание.
Какие упражнения помогут исправить ситуацию?
Можно использовать хорошее упражнение «шторка».
Ребенок плохо понимает, воспринимает прочитанное. Здесь может скрываться две причины: маленький словарный запас, плохо развиты память и внимание.
Какие упражнения помогут исправить ситуацию?
Полезно вести словарик новых слов, играть с ребенком в игры, связанные с лексическим значением слова, например, подбирать характеристики (прилагательные) к существительному; подбирать однокоренные слова и т.п.. Упражнения на внимание и память: запоминание картинок и их подробное описание; восстановление своего сегодняшнего дня.
Ребенок при чтении запинается, подкашливает, теребит одежду и т.п. Это психологическая причина – ребенок чувствует себя неуверенно, переживает за качество своего чтения, боится, что вновь не справится, сделает ошибку.
Самое важное упражнение для родителей: НАУЧИТЕСЬ ХВАЛИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА, ПОМОГИТЕ ЕМУ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ, В ТО, ЧТО У НЕГО ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
Учитесь с удовольствием! Учитесь с нами!
С уважением, Юлия Рассол.